Учимся разговаривать

Человеческая речь – главный инструмент общения, который активно развивается в период до трех лет. Дети ежедневно пополняют свой словарный запас, учатся формировать фразы и строить из них предложения. Кто-то начинает лопотать быстрее, кто-то и в 3 года большую часть времени проводит в молчаливой задумчивости. Удивительно, но в большинстве случаев дело вовсе не в способностях ребенка, а в поведении родителей.

Что замедляет развитие речи у детей.

В кабинетах педиатров все чаще звучит диагноз: задержка речевого развития. По разным данным такой вердикт сегодня получают до 50% малышей. И, переживая за будущее своего чада, молодые мамы и папы одного за другим посещают специалистов, выискивая неврологические проблемы у ребенка. Не замечая при этом, что именно наш образ жизни замедляет развитие речи у детей.

Вместо того, чтобы поговорить с ребенком на прогулке, мамы не отрываются от экранов смартфонов. Сказки и колыбельные все чаще заменяют мультфильмы. И даже вместо того, чтобы подойти к спящему малышу и проверить, не проснулся ли он – ставим у кроватки радио-няню, и уходим заниматься своими делами. Мы перестали общаться с нашими детьми, а потом бьем тревогу из-за того, что ребенок не хочет говорить!

Что еще замедляет развитие речи у детей? Доказано, что на развитие речи ребенка большое влияние оказывает семья. Чем грамотней разговаривают родители, тем грамотней будет речь малыша. Дети подражают и копируют интонацию, грамотность и выразительность речи взрослых. Если родители молчуны, то и дети начнут разговаривать гораздо позже. Учиться разговаривать проще если в семье есть старшие братья и сестры, в этом случае разговорные навыки формируются быстрее, чем у единственного ребенка в семье.

Физиологические факторы:

  • Поражение центральной нервной системы, такие как: повреждение функций речевого аппарата до его созревания, неправильная работа мускулатуры речевого аппарата, нарушение работы мозга.
  • Поражение головного мозга в период беременности.
  • Изменение ЦНС: заикание, временная утрата слуха, псевдонемота (мутизм).
  • Дефекты речевого аппарата: наличие расщелины нёба (ринолалия), изменение строения полости рта и носа.

Учимся разговаривать. Никогда не рано!

Да, действительно, каждый ребенок развивается в своем темпе. И серьезно повлиять на этапы развития речи родители не могут. Но ускорить процесс, помочь крохе быстрее перейти от лепета к осознанному употреблению слов вполне возможно. Все, что от мамы требуется когда учимся разговаривать:

Учимся разговаривать

  • Чаще беседовать с малышом, не думая, что он еще слишком мал и ничего не понимает;
  • Инициируя беседу с ребенком задавайте конкретные вопросы, а не общие, типа «Как у тебя дела». На общие вопросы вы получите общие ответы и беседы не получится.
  • Занимайтесь с ребенком развитием мелкой моторики, это позволяет стимулировать речевую активность, потому что их центры находятся рядом в коре головного мозга.
  • Читать ему сказки, петь перед сном колыбельные;
  • Когда учимся разговаривать старайтесь озвучивать все, что вы делаете с ребенком, например умываетесь: «Моем глазки», «Моем ручки» и так далее. Это позволит увеличить словарный запас и научиться правильно произносить слова.
  • Речь взрослых должна быть понятной и четкой без всяких сюсюканий.
  • Включать детские песенки, слова в которых просты и понятны.

Беседы с крохой лучше начинать еще до рождения. Уже на 6-7 месяце беременности ребенок в утробе не только слышит мамин голос, но и понимает интонации. А уже после рождения малыш видит, что звуки сопровождаются шевелением губ и активной мимикой. Так формируется стиль общения.

Не стоит путать разговор с ребенком и чтение книг. Это совершенно разные методики, которые одинаково важны в процессе освоения речевого навыка. Когда мама рассказывает историю своими словами, малыш слышит понятную и знакомую ему интерпретацию. А из чтения книг он черпает знания и учит новые слова.

Почему ребенок не начинает говорить.

Активно разговаривать малыши начинают в период с 2 до 3 лет. К трем годам нормы речи ребенка определяют желательный словарный запас – в 1 300 слов. И если ребенок не заговорил в этот период, родителям стоит задуматься. Если во всех отношениях малыш здоров, счастлив и развивается, согласно педиатрическим нормам, паниковать пока не нужно.

Если же присутствуют:

  • подозрения на отсутствие слуха;
  • Учимся говорить букву "р"неврологические отклонения (замкнутость, гиперактивность, излишняя плаксивость или раздражительность);
  • боязнь визуального контакта;
  • общая задержка в развитии – искать причину проблем стоит совместно с лечащим врачом.

В таких случаях задержка речи может быть лишь следствием серьезных недугов. И только правильное лечение и индивидуально подобранные методики смогут помочь быстро скорректировать неврологические процессы и устранить речевую задержку.

Важно! Главная ошибка родителей – в сравнении достижений своего сына или дочки с успехами чужих детей. Мы должны следить за динамикой развития только у своего ребенка. Если малыш сегодня произносит 10 слов, а через месяц знает уже 40, то это отлично. Но если на протяжении нескольких месяцев мы не замечаем улучшения ситуации, это повод для беспокойства.

Учимся говорить букву «р».

Мало запомнить слова, нужно еще и научиться правильно выговаривать звуки. Самыми сложными, научиться говорить буквы «Р» и «Л». Для их верного произношения малышу нужно не только понять их принцип озвучивания, но и разработать амплитуду язычка. Приступать к домашним упражнениям можно сразу же после консультации логопеда, если тот не выявил физиологических проблем с уздечкой.

Учимся говорить букву «Р»:

  1. Ребенок открывает ротик и кончиком язычка соприкасается с верхними деснами передних зубов. У него должен получаться звук «Д».
  2. Рот и язык находятся в том же положении. С помощью ватной палочки аккуратными движениями создаем легкую вибрацию под языком. Цель упражнения – искусственно создать звук «Р».

Если повторять эти упражнения несколько раз в день, то через пару суток вы неожиданно услышите долгожданное рычание. Часто малыши настолько впечатляются новыми умениями, что начинают заменять этим звуком другие буквы в словах. Но это временное явление.

Учимся говорить букву «Л»

Основной причиной неправильного произношения этой буквы являются сюсюканья в общении с ребенком. Умиляясь детскому лепету и копируя его, мамы и бабушки неосознанно провоцируют проблему произношения.

Учимся говорить букву «Л»:

  1. Ротик открыт в широкой улыбке, зубы соединены, а кончик языка упирается в основания верхних зубов. В таком положении, следует произнести звук «Л».
  2. Все тоже, только язык слегка прикусывается зубами, а дыхание учащается. При этом, каждый укус, ребенок пытается озвучить звук.
  3. Когда у малыша получится произносить нужную букву, начинаем тренировать звук, держа язык за зубами.

Если домашние занятия не дали результаты, то следует обратиться к логопеду. Специалисту будет достаточно всего пары занятий для постановки всех проблемных звуков. А главное, не теряйте время: дошкольный период – самый благодатный для корректировки речи. В дальнейшем исправить неправильное произношение будет куда сложнее.

Читайте: Как научить ребенка быть самостоятельным.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий