Гиперопека ребенка.

Гиперопека ребенка.

Отношение родителей к своим детям часто бывают, не однозначны и противоречивы. Так чрезмерная любовь некоторых сосуществует с равнодушием у других, а духовная близость с отвержением. Психологи выделяют несколько образцов взаимоотношения между родителями и детьми в семье, которые выражаются в примерах неадекватного воспитания. Один из примеров это гиреропека ребенка.

Читайте:  Гипоопека  ребенка.

Гиперопека мамы.


По сути гиперопека, это воспитание, которое характеризуется ни чем не оправданной, чрезмерной заботой о ребенке. Такие мамы ограждают малыша, от каких либо отношений даже с родными и близкими людьми, не подпускают к процессу воспитания даже мужа, до минимума сводят отношения с друзьями и внешним миром. Они кладут к ногам ребенка свою жизнь, пытаясь оградить его от всего, что по их мнению может навредить. Эти мамы пытаются дать своему малышу все то, чего лишены были сами, но чрезмерно усердствуют в этом, не считаясь с реальными потребностями ребенка. Причин гиперопеки мамы может быть несколько:

  • Ранее произошедший выкидыш.
  • Утрата ребенка или серьезное заболевание.
  • Невозможность больше иметь детей по медицинским или физиологическим показаниям.
  • Психологические потрясения в детском возрасте.
  • Психические проблемы самой матери.
  • Неудачные прошлые попытки забеременеть.

Еще одна причина гиперопеки мамы, напрямую связана с отцом ребенка, его пассивностью в семейных делах, личных отношениях с женой, отсутствием внимания к ней, занятостью вне дома, а иногда и сексуальными проблемами. Это заставляет мать перенести всю свою энергию, заботу и любовь на ребенка. Такие дети мамашники, вырастая долго не могут обойтись без заботы матери и не могут устроить свою жизнь. Существует несколько форм гиперопеки:

Компенсаторная гиперопека.

При компенсаторной гиперопеке мать, чувствуя внутреннее отвержение ребенка и преодолевая чувство вины за это, окружает малыша чрезмерной заботой, не имеющей ничего общего с любовью. Такое самопожертвование успокаивает ее и как ей кажется, оправдывает перед окружающими, хотя и отнимает много сил и времени. Такая мать, чувствуя отвержение, боится, что кто нибудь подумает, что она не любит своего ребенка и поэтому посвящает себя своему малышу, жертвуя собой для его блага. Однако ребенка не обманешь и выросший без любви, но под сильной опекой, он вырастет холодным и эгоистичным, манипулирующим страхами матери.

Потворствующая.

При этой форме воспитания, родители превозносят своего ребенка, демонстрируя перед всеми его воображаемые таланты и достижения, преподносят его как уникальное явление. Ребенок в такой семье становится предметом чрезмерной гордости и всеобщего любования, исполняются все его желания, и прощаются все проступки, более того они преподносятся как признаки уникальности и необычности. Дети в такой семье вырастают избалованные, с завышенной самооценкой, что непременно скажется во взрослой жизни, когда придется спуститься с небес на землю.

Доминирующая гиперопека ребенка.

При такой форме воспитания, ребенок в семье не имеет права голоса, своего мнения и личных предпочтений. Доминирующая воля родителей, которая является законом, сопровождающаяся строгими запретами и контролем, недоверием и занижением способностей ребенка, это непременный атрибут авторитарного воспитания. Взрослые не дают развиваться личностному росту, занижают самооценку и самоуважение, что приводит к тому, что ребенок не может отстаивать свое мнение, принимать решения. Дети привыкают, что все за них решают родители, в связи с чем вырастают пассивными зависимыми и плохо приспособленными для дальнейшей жизни.

Последствия гиперопеки.

Ребенок выросший под чрезмерной опекой лишен навыков принятия самостоятельных решений, бороться с возникшими трудностями, он не способен действовать в трудных ситуациях, надеясь на чью нибудь подсказку. Все это делает его беспомощным в взрослой жизни.

Родители с детства душат в ребенке стремление испытать себя, проявить свои качества, проявить самостоятельность. Искренне тревожась за своего малыша они берут под контроль все окружающее пространство, думая, что так будет лучше. Но все хорошо только в меру, если до определенного возраста это оправдано, то по достижении ребенком определенного возраста надо оценить его способности и дозировано давать самостоятельности.

Профилактика.

Еще во время беременности можно определить, какой тип воспитания предпочтет будущая мама. Именно в это время надо обсудить ее психологическое состояние и возможные последствия для малыша, иногда для изменения мнения, следует подключить других родственников, а возможно и психолога. Раннее выявление эмоциональных признаков, еще до того, как связи укрепились, позволяет надеяться на благополучный эффект.

Читайте: Почему дети врут родителям.

Поделись с другими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.