Развитие памяти и внимания у детей

Родители первоклассников сталкиваются с проблемой неподготовленности детей к объему школьной программы. Нагрузка на школьников приводит к усталости и даже болезни.
Развитие памяти и внимания у детей должно начинаться задолго до школы. Эти процессы помогут ребенку утвердиться как личности в окружающем социуме. Научить его пользоваться природными инструментами своего разума — вот главная задача для родителей.

Особенности развития внимания в детском возрасте.

Внимание — способность получать целостную информацию о чем-либо без отвлечения.

Бывает нескольких видов:

  • Произвольное — вырабатывается в дошкольном возрасте, связано с умением поставить цель и приложить усилия для ее достижения. Оно формируется, когда ребенку необходимо проявить волю, чтобы сконцентрироваться на предмете и произвести с ним какие либо действия. Большую роль в этом играет состояние малыша, если ребенок устал, болен или перевозбужден то это будет мешать ему сконцентрироваться;
  • Непроизвольное — бесконтрольное переключение на объект выделяющейся чем либо например (громкий звук, резкий запах, яркий свет). Эти предметы или явления вызывают непроизвольный интерес ребенка внезапным действием, движением, новизной или необычным цветом, формой, размерами. У детей дошкольного возраста этот вид внимания является основным. С помощью непроизвольного внимания малыш познает мир. Он начинает обращать внимание на все яркое и необычное;
  • Послепроизвольное внимание — контролируемое внимание при возникновении интереса, когда усилия столь сильны, что уже нет необходимости прикладывать их. Эти занятия настолько увлекают малыша, что выполняются без затруднений

Следует также понимать некоторые механизмы внимания:

  • Переключение (умение заниматься несколькими делами, переходя с одного на другой и наоборот);
  • Распределение (способность заниматься сразу несколькими делами);
  • Объемность (количество информации, которые малыш может охватить и удерживать в сознании);
  • Концентрация или сосредоточенность (способность сконцентрироваться на чем либо, невосприимчивость к отвлекающим моментам);
  • Устойчивость (другое название усидчивость — умение выполнять дело долгое время).

Развитие внимания в детском возрасте позволяют ребенку сосредоточиться даже если ему это занятие не интересно, если он будет знать, что дело нужно довести до конца, то малыш не будет отвлекаться.

Движущей силой концентрации внимания является любознательность и развитие познавательных навыков. Ребенок может долгое время изучать предмет который его заинтересовал.

Для каждого возраста свойственны свои особенности внимания

3-4 года. В большей степени преобладает непроизвольное внимание. При большом интересе малыш в этом возрасте способен 5-7 минут сконцентрироваться.
4-5 лет. Ребенок может руководить своим вниманием до 20 минут при возникновении интереса. При этом он ни на что не отвлекается.
5-6 лет. Теперь в поле зрения ребенка может попасть сразу несколько предметов. Он может контролировать внимание сразу на всех заинтересованных объектах.
6-7 лет. Среднее время произвольного внимания увеличивается до 25 минут, тогда как объемная память продолжает увеличиваться.

Как помочь развитию внимания в детском возрасте?

Причины, по которым малыш невнимателен, могут быть разными: слабое здоровье и, как следствие, быстрая утомляемость, неподготовленность, особенности нервной системы.
Главная помощь родителей для развития памяти и внимания у детей заключается в том, чтобы у него были развивающие игрушки: пазлы, кубики, конструкторы, пирамидки.

В развитии внимания в детском возрасте существует несколько основополагающих принципов:

  • Постепенное усложнение заданий. Сложность заданий необходимо повышать постепенно, при этом его надо разбить на несколько упрощенных подзаданий и снабдить каждый шаг словесной инструкцией. При этом малыш обдумывая инструкцию и следуя шаг за шагом скорей всего справится с поставленной задачей.
  • Запоминание инструкции. Повторение инструкции несколько раз, как родителем, так и самим ребенком, позволит запомнить алгоритм действий и выполнить задание.
  • Самоконтроль. При выполнении задания малыш, проговаривает то, что он делает, этим самым контролируя себя. Пример: «Рисуем кошку, сначала рисуем туловище, потом рисуем голову, теперь хвостик и так далее».

Развивать внимание особенно таких свойств, как переключение и концентрация можно , как с помощью пазлов и конструкторов, так и с помощью простых игр, например

«Охотник» (игра на развитие внимания). Ребенок представляет себя охотником, который находится в лесу, и прислушивается, что происходит в лесу. Цель игры: Малыш рассказывает все что услышал за несколько минут (проехала машины, мяукнула кошка и так далее).

«Найди игрушку» Ребенок выходит из комнаты, а вы ставите небольшую игрушку на видное место, маскируя ее с другими предметами. Малыш заходит в комнату и становясь в центре должен найти ее взглядом.

Читайте также:

  1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
  2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
  3. Психологическое развитие ребенка — деятельность и обучение

Развитие памяти и внимания у детей.

Развитие памяти у ребенкаПроведите с ребенком тест. Дайте ему задание скопировать изображение. Попросите не зачеркивать рисунок, если что-то малыш забыл нарисовать. Объясните, что можно нарисовать новый рисунок рядом.
При проверке результатов оцените: неверно изображенные или потерянные элементы; ребенок постоянно заглядывает на образец или рисует по памяти; отвлекается ли при работе; сравнивает конечный результат с заданным изображением. Это задание поможет определить, как уровень внимания, так и уровень развития памяти.

Память — способность собирать и пользоваться полученными знаниями. Этот процесс состоит из запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Одним из основных критериев умственного и интеллектуального развития ребенка, является развитие память, ведь она способствует усвоению новой информации, познанию мира. Чем больше уделяется времени развитию разных видов памяти тем выше потенциал ребенка.

Выделяют несколько видов детской памяти:

  1. Двигательная — связана с запоминанием повторяющихся действий (чистить зубы, ходить, играть);
  2. Наглядно-образная (зрительная) — запоминание окружающих вещей и эмоций, приводящих малыша в восторг;
  3. Эмоциональная — способность реагировать на объекты, оказывающие влияние;
  4. Непроизвольная — знания, полученные в независимости от желания. Запоминается все самое интересное и захватывающее.
  5. Произвольная память подразумевает прикладывание усилий чтобы запомнить чего либо например стихотворение.

Как изменяется детская память с возрастом

3-4 года. Этому возрасту присуща непроизвольная память. Все ежедневные процессы, связанные с движениями и речью, накапливаются в сознании.
4-5 лет. Появляются первые зародыши произвольной памяти, которая развивается лучше, с подключением движений.
5-6 лет. Информация, которую малыш осознал, запоминается лучше.
6-7 лет. Возраст, когда приобретается умение классифицировать новые и старые знания.

Особенности развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста.

Обычно зрительная память у детей развита сильнее остальных. Развивая этот вид памяти у детей, необходимо использовать его для формирования остальных видов:

  1. Перед малышом выкладывается несколько объектов, после один убирается, его-то и нужно отгадать;
  2. Тот же вариант с объектами, только они меняют место, а не исчезают совсем;
  3. Для облегчения запоминания, придумайте, с чем это можно ассоциировать или составьте стишок (для запоминания последовательности цветов радуги придуман всем нам известную поговорку);
  4. Запоминая новое, можно использовать те знания, что уже находятся в памяти (даты, происшествия, названия).

Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Особенности развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста лучше всего происходит через игру:

Развитие памяти и внимания у детей игры

  • Выбрать несколько интересных по форме и качеству предметов. Дать малышу ознакомиться с ними. Завязать глаза и давать по очереди предмет в руки. Ваша задача не только помочь ему отгадать предмет, но и обговорить все его качества;
  • Проговаривать вслух буквы в словах в правильной последовательности, а потом наоборот. Сначала взять маленькие слова, постепенно увеличивая длину слова и скорость озвучивания;
  • Предложить озвучить с вашей помощью мультфильм или сказку. Выключите звук при воспроизведении, выбрав роли, попробуйте в точности воспроизвести слова героев;
  • Возьмите любую сказку, которую малыш слышит каждый день. Выложите перед ним карточки с изображением героев. Читая сказку, попросите ребенка, в нужный момент показывать карточку. Очень забавно получается со сказками, имеющими много повторений (колобок, теремок, репка);
  • Покажите малышу небольшую сценку с несколькими действиями и попросите его все повторить;
  • Ребенок, произнося одну из частей тела, дотрагивается до него. Второй игрок сначала все повторяет, а потом неожиданно делает другое движение, побуждая отвлечься.
Зная особенности развития памяти у детей, процесс обучения пройдет легко и интересно. Играйте со своими детьми!
Ссылка на основную публикацию