Особенности развития детей с речевыми нарушениями

Речевое развитие — результат комплексной работы слуха, артикуляционного аппарата, коры головного мозга и речевого окружения. Нарушения речи происходят по ряду различных причин, обусловленных сложным механизмом.
Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями заключаются в сложности формирования личностных и психологических процессов, нуждающихся в коррекционной работе.

Психологическая картина развития ребенка

Внимание. У детей с неправильной речью наблюдаются: неустойчивость, низкая произвольность, слабая переключаемость и отсутствие планирования. При восприятии информации визуально внимание путается в значении формы, цвета и расположения различных фигур. Тогда как при словесных просьбах оно практически отсутствует полностью.

Восприятие.

Отстает в развитии и находится на элементарном уровне. Ребенок слабо воспринимает целостность предмета, возникают сложности узнавания изображения, трудности пространственного ориентира (понятий «право» и «лево», дезориентация понятий частей тела).

Память.

Зрительная память практически не отличается от нормы. Слуховая память весьма снижена. Выполняя задание из 3-4 действий, ребенок не запомнит всего, может переставить действия, не спросит еще раз, что делать.

Мышление.

Отставания в словесно-логическом мышлении. Овладение функций синтеза, обобщения, классификации, анализом и сравнением проходит тяжело. Скудный объем информации об окружающих предметах, их функциях и свойствах; причинно-следственные связи непонятны.

Воображение.

Сложно выполнять творческие задания или тексты (сочинения).

Общая моторика тела и рук.

Сложно выполнить словесную игру с движениями рук и пальцев. Координация движений неправильна, скорость и ловкость весьма снижены.

Игра.Особенности развитие детей с речевыми нарушениями игры

Сюжетно-ролевые игры упрощенные, без применения словесных комментариев. Нежелание играть с детьми, умеющими говорить.
Эмоции. Негативизм, низкая мотивация и наблюдательность, раздражительность, обидчивость, снижен самоконтроль, плохо заводит дружбу.

Особенности развития детей с речевыми нарушениями заключаются в осложнение такими синдромами: церебрастенический (нестабильность психики); гипертензионно-гидроцефалический (отсутствие работоспособности и усидчивости); двигательных расстройств (слабая координация и равновесие).

Нарушения в развитии речи детей дошкольного возраста.

Выделяют такие основные причины речевого повреждения:

  1. Наследственность;
  2. Поражение головного мозга плода в период беременности и осложненная родовая деятельность;
  3. Нарушение работы артикуляционного аппарата;
  4. Задержка психического и физического развития;
  5. Повреждение слуховых органов;
  6. Социальный фактор (отсутствие речевого общения родителей с ребенком);
  7. Тяжелые формы заболевания в раннем возрасте;
  8. Отсутствие полноценного питания.
Логопед, психолог и педагог — квалифицированная помощь этих специалистов незаменима в решении проблем, связанных с особенностями развития детей, имеющих речевые нарушения.

Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями.

Единого мнения врачей по этому вопросу нет. Приведенная ниже классификация является общепринятой.

Поражение в центральной нервной системе:

  • Алалия (повреждение речевого аппарата до его созревания);
  • Афазия (изменение работы мозга, отвечающего за речь);
  • Дизартрия (неправильная работы мускулатуры речевого аппарата).

Изменения в центральной нервной системе:

  • Мутизм (псевдонемота, отсутствие каких-либо нарушений речевого аппарата);
  • Заикание (повтор или прерывания речи);
  • Сундромутизм (временная утрата слуха и речи).

Дефекты речевого аппарата:

  • Ринолалия (наличие расщелины неба);
  • Дислалия механическая (изменение строения полостей рта и носа).

Лечение нарушений в развития речи у детей дошкольного возраста.

Существует несколько лекарственных препаратов, которые практикуют при коррекции речевых нарушений.
Энцефабол — для улучшения кровообращения в головном мозге. Помогает в глюкозном обмене и насыщении клеток кислородом.
Глицин — нормализует целостность работы нервной системы. Улучшает сон и повышает работоспособность у детей.
Ноотропы — облегчает процесс запоминания, повышает умственную деятельность, улучшает интеллектуальную деятельность.
Фенибут — нормализует обмен веществ в мозге. Убирает чувство раздраженности и тревоги.
Пантоган — противосудорожный препарат мягкого действия. Стимулирует умственную и физическую работоспособность.
Церебролизин — активизирует процессы запоминания, улучшает внимание, восстанавливает познавательную функцию.
Семакс — работает над совершенствованием процесса запоминания, усиливает внимание при анализе информации.
Церепро — отвечает за кровообращение и обмена веществ. Применяется при лечении сосудистых изменений.
Кортексин — назначается для восстановления процессов и функций мозга, активизирует обучение и память.

Все особенности развития детей с речевыми нарушениями учитывает врач-невропатолог при назначении индивидуального лечения.

Советы родителям при нарушении в развитии речи у детей дошкольного возраста.

  1. С появление гуления малыша поддерживать доброжелательную атмосферу, улыбаться и радоваться, говорить мягко.
  2. Лепет — один из первых проявлений речи, подражайте ребенку, говорите с ним на его языке.
  3. С 6 месяцев слова родителей произносятся четко и с интонацией. Начинайте работу по развитие моторики пальцев.
  4. Годовалому малышу необходимо пополнять словарный запас. Обучение в игровой форме будет проходить интересней.
  5. Если в 2 года словесные игры были упрощенные, то после они должны содержать правильное произношение слов.
  6. Важную роль в развитие речи оказывают потешки, сказки, считалки.
  7. Нарушения речи лучше поддаются коррекции в дошкольном возрасте.
Все дети имеют право на нормальное развитие вне зависимости от определенных особенностей речевого нарушения. Задача родителей, логопедов и невропатологов помочь им в решении этой проблемы. Будьте здоровы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий