Дети с задержкой психического развития.

Сейчас все больше детей рождается с проблемами физического и психического развития, которые сильно влияют на успеваемость учащихся начальной школы и подростков. Примерно половину слабоуспевающих школьников составляют учащиеся с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР).

Задержка психического развития ребенка это обратимое отставание в развитии психических процессов и проявляется в  недостаточном уровне развития памяти, внимания, саморегуляции поведения, моторики и речи.

Причиной ЗПР у детей могут служить как психологические проблемы так и органические, связанные с болезнями детей. Психическое развитие детей протекает не равномерно, поэтому ставить диагноз ЗПР можно лишь по достижению ребенком возраста 5 лет.

Причины ЗПР у детей.

Причинами временного отставания от сверстников могут служить разные факторы. Они могут быть как биологического так и социального характера.

К биологическим факторам относятся:

  • Наследственность в виде хронических заболеваний родителей,
  • Разные виды патологии беременности матери: токсикоз, внутриутробные инфекции, гипоксия плода.
  • Проблемы связанные с трудными родами: родовые травмы недоношенность.
  • Болезни новорожденных: ядерная желтушка, грипп, рахит, нейроинфекции, энцефалопатия, черепно-мозговые травмы и другие..

К социальным факторам относится:

  • Не адекватные типы воспитания ребенка в семье, это может быть как гипоопека (безнадзорность), так и гиперопека (авторитарное воспитание).
  • Еще одной причиной ЗПР у детей является неблагоприятные экологические условия в месте проживания.
  • Курение или алкоголизм родителей,
  • Так же задержка психического развития у ребенка может развиться из за недостатка общения и сенсорной информации на фоне нарушения слуха, зрения, при дефектах речи.

Характеристика детей с задержкой психического развития.

Термин «задержка» означает временный характер отставания, а выявляется она, когда ребенку исполняется 6-7 лет, в период подготовки к школе или в 1-ом классе. При надлежащих условиях, созданных для таких ребят, с возрастом отставание преодолевается и диагноз снимается. Происходит так называемое выравнивание, о котором можно говорить после окончания начальной школы.

В чем заключается характеристика детей с задержкой психического развития?

Характеристика детей с задержкой психического развития

  • Психическое развитие не соответствует положенному темпу для этого возраста, оно замедленное. Наблюдается рассеянность, слабая концентрация внимания, неумение глубоко анализировать и переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Познавательная деятельность нарушена. На усвоение информации требуется больше времени, чем обычному ребенку. Пространственные представления не сформированы в должной степени. Дети сами медлительные, и речь их тоже замедленная.
  • Уровень интеллекта ниже среднего. Зрительное и слуховое восприятия неполноценны. Недостаточен уровень знаний для этого возраста о явлениях окружающего мира и окружающих его предметах. Отсюда происходит смешивание сходных букв по начертанию, плохое запоминание отдельных элементов, несоответствие выполненного задания данному образцу, неумение видеть ошибки.
  • Отсутствие потребности общения с другими детьми и взрослыми людьми. Неумение играть и принимать осознанные решения.
  • Слабая речевая активность. Компенсация активности и полноценного психического развития ребенка с задержкой речи возможны лишь при специальных условиях.
  • Дети с ЗПР не могут сделать заключение и сформулировать выводы, у них затруднение с анализом и сравнением.
  • Личностная характеристика детей с задержкой психического развития показывает быструю смену настроения, безынициативность, легкую внушаемость, безволие. Может проявляться агрессивность.

Диагностика детей с ЗПР.

На занятиях и внеклассных мероприятиях педагог наблюдает за поведением и развитием ребенка. Совместно с педагогом-психологом они изучают индивидуальные особенности ребенка, его состояние здоровья и условия воспитания в семье.

Результаты заносятся в карту наблюдений, которую ведет педагог-психолог. В случае подозрения на задержку в развитии воспитанника собирается  консилиум, где рассматриваются результаты проведенной  диагностики.

Для того чтобы поставить окончательный диагноз, ребенка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию. Обследование на ПМПК строится в форме беседы с учеником и выполнения им заданий с применением наглядного материала. Результаты его работ сопоставляются с нормативными показателями, после чего делается вывод о задержке.

Своевременная диагностика ЗПР – залог быстрого выравнивания ребенка.

Обучение детей с задержкой психического развития.

Для детей с ЗПР есть специальные коррекционные школы, где для них разрабатываются образовательные программы и ведется большая работа с целью выравнивания.

Но сейчас политика Министерства образования направлена на то, чтобы все дети получали возможность полной социализации. Поэтому ученики с ЗПР в большинстве своем  ходят в обыкновенные общеобразовательные классы, где обучаются и воспитываются по индивидуальным маршрутам.

У детей с ЗПР визуальное восприятие развито лучше чем слуховое, поэтому программы по развитию должны строиться на наглядной основе.

Этапы коррекционного обучения детей с задержкой психического развития:

Обучение детей с задержкой психического развития

  • Методическое сопровождение педагогов. Учителя ведут пакет документов и разрабатывают совместно с психологом индивидуальные маршруты для учащихся ЗПР.
  • Разговор с родителями о возможной причине ЗПР у детей. После диагноза, поставленного ПМПК, педагоги консультируют родителей о пути обучения ребенка и настраивают их на совместную коррекционную работу.
  • Работа с детьми ЗПР на уроках и во внеурочной деятельности и их психолого-педагогическое сопровождение. Индивидуальные и групповые дополнительные занятия.
  • Промежуточная диагностика, целью которой является создание дальнейшего маршрута образования, и итоговая диагностика в конце каждого года обучения.

Основная задача обучения детей с задержкой психического развития в школе – это повышение уровня их интеллекта и социально-трудовая адаптация, в результате которых нормализуется учебная деятельность и корректируются недостатки развития.

От содружества школьного педагогического коллектива и родителей детей с ЗПР зависит, насколько быстро и эффективно пройдет процесс выравнивания. Особый подход, но не особое отношение должно быть применимо к учащимся с задержкой в развитии.

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий